14 Октября 2013
Поцелуй меня, Зайтуна!

Премьера спектакля состоялась 26 марта 2005 г.
История одинокой, некрасивой девушки, которая мечтает об искренней любви. Ради нее она решается на сговор с самим Шайтаном. Красота появилась, а любви нет. Для этого нужны другие чары. В спектакле много музыки и песен, веселых и комических сцен.

Суюндук Саитов                                                                        Странности любви
Пьеса татарской писательницы и журналистки Назифы Каримовой «Поцелуй меня, Зайтуна!» была поставлена и сыграна Туймазинским татарским драматическим театром в дни памяти народного поэта Башкортостана Мустая Карима. Произведение в свое время вдохновлено поэтом: Назифа Каримова—невестка покойного, всегда восхищавшегося литературными успехами родного человека. «Снайперски меткий язык! Речь хорошего драматурга»--говорил поэт о прозе автора.
--Вероятно, похвала свекра и навела меня на мысль заняться театральной литературой,--признается писательница. –Хотя, как я полагаю, моя пьеса—лирическое отступление в суровой прозе.
Она явно скромничает: драматический опыт автора явлен не в единственном числе. Ей принадлежит несколько скетчей на злобу дня. Возглавляя в Москве татарско-башкирский клуб «Интеллектуал», писательница постоянно обращается к жанрам, связанным с художественным диалогом. У нее есть, например, фельетон «Национальная перестройка», представляющий собой острые сатирические сценки, сопредельные по форме с поэтикой театра абсурда. Да и основная ее работа в качестве заведующей московским татаро-башкирским бюро радиостанции «Свобода» требует культуры литературного диалога.
Жизненным содержанием этих произведений, как и всего творчества Назифы Каримовой, стала перестройка, стал тот великий общественный перелом, какой мы все переживаем. Конечно, сказано сильно и с большой долей преувеличения. Перо писательницы скромнее, скользит по касательной к темам и проблемам нашего обихода, предпочитает описательный очерк очерку аналитическому. Но оно ставит своим предметом приметы нового состояния социума и умов, выводит их в тесной связи с прошлым и чисто театральным, драматическим способом объединяет в художественные параболы. Эти сближения столь неожиданны, что публика порой недоумевает, а что они представляют собой—аллегорию, пародию, притчу... Так, в комическом этюде на темя мелодрамы Мирхайдара Файзи «Галиябану» заглавная героиня выбирает себе мужем богача Исмагила. В психологической повести «Путники вышли из лесу...» слепой нищенствующий гадальщик открывает крестьянам, пришедшим к нему погадать о будущем, их собственный дар предвидения и прорицания. А в пьесе, которую мы собираемся рецензировать, любовь оказывается проклятием... Право же, бывают столь странные сближения!
Пьеса «Поцелуй меня, Зайтуна!» поставлена в Туймазах режиссером Фардуной Касимовой, в оформлении художника Эдуарда Гиззатуллина и композитора Азата Латыпова; танцы-балетмейстера Миннеахмета Зарипова. Автор определил жанр своего произведения как грустную комедию, театральный коллектив согласился с тем. Внутренний строй чувств здесь—лирика, пафос самовыражения. Разумеется, спектакль, увлеченный собственно комедийными событиями и комическими персонажами, больше нажимает на веселье и смех. Но кто его за это упрекнет!
Игровая стихия спектакля проявляется бурно и затейливо. Три девушки, три красавицы в исполнении актрис Гульчачак Муллагалиевой, Алсу Валиевой и Альфии Шайдуллиной решительно добиваются сердечного внимания своих возлюбленных, отвернувшихся было от них ради четвертой, принятой за иностранку.
Пущены в ход все женские уловки, составляющие, по сути, проявления любви: ласки, упреки, слезы, колдовские амулеты, заговорные речения, знахарские снадобья и, наконец, испытанное бабье орудие-побои суженому, позор сопернице. Уморительно смешно играется сцена гаданий в бане: обнаженные девушки, по злому наущению колдуна, хлещут друг-друга вениками из.... крапивы, чтобы вернуть отлетающую от них любовь... Противоположный пол в исполнении Ильнура Абсаттарова, Ильдара Вафина и Айрата Султанова тоже представлен в условиях веселого народного фарса. Приключения сердца, любовные забавы молодежи, которая и является главным действующим лицом произведения, обильно оснащены песнями и плясками в манере «искусства каждодневных дискотек». Но легкие формы спектакля отнюдь не легкомыслия. В пьесе рельефно выражено характерное для юношества желание быть хозяином своей судьбы и жить с бьющим через край воодушевлением. Художник Э.Гиззатуллин поместил спектакль в холщевый куб, прорезанный множеством окон, из которых никто не выглядывает. А вот заглядывает в них, казалось бы, все населенная округа, ее ближние и дальние окрестности, заинтригованные необыкновенным стечением реальных и ирреальных событий. Далее-более: холсты, как гигантская палатка, натянуты на дощатый настил, пробитый щелями и проломами, изображающими по обстоятельствам драмы и натуральное ложе рек, и фантастические жерла... преисподней. Метафора сценографа наглядна: перед нами некое самодовлеющее мироздание. И это—легендарная вселенная любви, представленной в спектакле, как мы уже могли увидеть многими естественными проявлениями сердечного чувства. Между тем, фантастическая основа произведения связана с двумя новыми парами персонажей, одна из которых отчуждена от любви, другая, наоборот, приговорена к вечной любви. В обоих сюжетах прерывают надреальные, вернее сказать, подспудные сатанинские силы.
Самореализация человека—так определили режиссер и артистка Гульнара Габидуллина духовную сущность, художественный пафос заглавной роли. Персонаж, который дал название пьесе, живет в мучительной жажде любви. Зайтуна никого не любит, и ее никто не любит. Бродящий коробейник, загадочное лицо, получеловек- полудьявол, выведенный под именем Черного парня, черного молодца (артист Гали Султанов) дарит ей колдовской гребень, который превращает нашу Золушку в заморскую диву необыкновенной красоты. Все мужское населения спектакля бросается к ее ногам. Но сама Зайтуна—вновь в мучительной тоске ищет любви....»

Автор
Назифа Каримова

Жанр
грустная комедия

Режиссер
Фардуна Касымова

Художник
Эдуард Гизатуллин

Музыкальное оформление
Азат Латыпов

Балетмейстер
Миниахмет Зарипов

Действующие лица и исполнители
Зайтуна-Гульнара Габидуллина
Бану-Гульчачак Муллагалиева
Хадича-Светлана Мухаметдинова
Сажида-Альфия Шайдуллина
Габдулла-Ильнур Абсаттаров
Вахит-Ильдар Вафин
Садыйк-Айрат Султанов
Черный парень-Гали Султанов
Шайтан-Гульназ Мусина
Бабушка Лейля-Маргарита Сидорова
Дедушка Ахматжан-Шамиль Рахматуллин

Туймазинский Государственный Татарский Драматический Театр
Республика Башкортостан, г.Туймазы, площадь Октября, дом 3
Телефон для справок: 7-36-08, 7-22-67

Голосование

Как вам обновленный дизайн сайта?





Разработка сайта: TM Media
Год семьи