Здание ТГДТ

Туймазинский государственный
татарский драматический театр

04 Октября 2013
Гамлет

Премьера спектакля "Гамлет" состоялась 7 ноября 2003 года.

Трагедии Шекспира изображают не только гибель и падение личности. Их герои—необыкновенные люди, наделенные титаническими душевными силами. Они заблуждаются, падают, совершают роковые ошибки, и все же, если они не всегда возбуждают сочувствие, то, безусловно, вызывают интерес. В них есть такие человеческие качества и силы, которые не могут не привлечь к ним хотя бы отчасти. И хотя трагедии раскрывают нам несовершенства людей, их ошибки и преступления, общее впечатление, оставляемое ими, не является мрачным. Это объясняется тем, что даже в самом падении своем они сохраняют достоинство. Шекспир стремится побудить не столько к нравственному суждению о своих героях, сколько приблизить нас к пониманию природы человека, независимо от того, придерживается ли зритель религиозной морали или является свободомыслящим и не скован никакой системой догматической морали. И тогда обнаруживается подспудная вера в человека, которая лежит в основе даже тех произведений Шекспира, в которых люди проявляют себя не с лучшей стороны. Сознание не только мощи, но и красоты человека пронизывает все творчество Шекспира.
Каждый из его героев обладает богатой натурой. Гамлет—поистине царственная личность, воин, ученый, поэт, человек огромной силы мысли и тончайшей душевной чувствительности.
Существо трагедии для самих шекспировских героев отнюдь не в том, что они погибают. Смерти они не боятся. Только Гамлета недолгое время терзала тайна ее, но и он преодолел страх. К смерти они относятся с героическим спокойствием.
В этом смысле истинная трагедия Гамлета состоит в том, что он, человек прекраснейших душевных качеств, надломился, когда увидел ужасные стороны жизни—коварство, измену, убийство близких. Он потерял веру в людей, в любовь, жизнь утратила для него свою ценность. Притворяясь безумным, он и в самом деле на грани сумасшествия от сознания того, насколько чудовищны люди—предатели, кровосмесители, клятвопреступники , убийцы, льстецы и лицемеры. Он обретает мужество для борьбы, но на жизнь он может смотреть только со скорбью.
Что послужило причиной душевной трагедии Гамлета? Его честность, ум, чувствительность, вера в идеалы. Будь он подобен Клавдию, Полонию, Лаэрту, Розенкранцу и Гильденстерну, он мог бы жить, как они, обманывая, притворяясь, приспособляясь к миру зла. Но мириться он не мог, а как бороться и, главное, как победить, уничтожить это зло, он не знал.
Причина трагедии Гамлета, таким образом, коренится в благородстве его натуры.

В 2003 году в театре осуществлен Проект по выпуску спектакля У.Шекспира «Гамлет». Участвовали на V фестивале театров малых городов России, 1-этап которого прошел в г. Лысьва Пермьской области, 2-этап в г. Москве (29.10.2004г.) на сцене Московского театра им. К.С.Станиславского. 

Цитаты из статьи «Выбранные места» Александра Иняхина. Журнал-«Страстной бульвар» №10 2004
 "В спектакле «Гамлет» Татарского драматического театра Башкортостана (г.Туймазы) режиссер О.Ханов и сценограф Тан Еникеев создали ориентальную концепцию трагедии, где существенны реалии мусульманского мира, его «кочевая» природа. Внутри маленького графитово-черного куба стоят два кресла-символа власти. За спиной королевской четы—двухцветный каракулевый ковер или стального отлива стена. На их головах—не короны, а каракулевые шапки, тоже символы власти. В одеждах и пластике—те же мотивы Востока. Даже финальный поединок Гамлета и Лаэрта начинается как турнир по национальному виду спорта: герои борются «на полотенцах», смертоносное железо возникает лишь в ответ на чужое коварство.
Постановщики выдерживают экспрессивно-минималистский стиль последовательно и неукоснительно. «Гамлет» по-туймазински-вечное повторение вечного сюжета. Персонажи подчинены его логике, простодушно живут его страстями, горделиво или горестно и обреченно бросаясь в бой, проигранный заранее.
Обреченность-один из ведущих мотивов спектакля. Финал неизбежен для каждого: все замкнуто, сконцентрировано, как в плавильном тигле, насыщенном внутренней энергией, взрывы которой по-восточному редки."

 Цитаты из статьи «Новоселье в старом доме» Татьяны Тихоновец. Газета-«Культура» №28 2004
"В этом спектакле Гамлету (Ф.Габидуллин) привычнее было держать кинжал, а не книгу. Ему важнее было отомстить за отца, а не вправить сустав вывихнутому веку. Он был молодым воином, а не философом. Герои датского королевства одетые в старине татарские костюмы, стилизованные под Возрождение, были брутальны, жестоки и вероломны. И весь спектакль являл собой не режиссерскую рефлексию по поводу шекспирского текста,  а обращение к эпическому сюжету, к истории Гамлета и Клавдия."

 Автор
Вильям Шекспир

Жанр
трагедия

 Режиссер
Олег Ханов

 Художник-сценограф
Тан Еникеев

 Музыкальное оформление
Азат Латыпов

 Действующие лица и исполнители

Клавдий-Фандиль Мухаметдинов
Гамлет-Фирзат Габидуллин
Фортинбрас-Артур Ахмадиев
Полоний-Данил Нуриханов
Горацио-Алик Зайлалов
Лаэрт-Айрат Султанов
Вольтиманд-Ильяс Гареев
Корнелий-Таурат Надиршин
Розенкранц-Ильдар Вафин
Гильденстерн-Ришат Тагиров
Озрик-Данил Нуриханов
Могильщик-Ришат Тагиров
Гертруда-Маргарита Сидорова
Ильвира Мухаметьянова
Артисты- Ильяс Гареев
Гульназ Латыпова
Артур Ахмадеева
Таурат Надыршин
Офелия- Алсу Валеева
Альфия Шайдуллина