Здание ТГДТ

Туймазинский государственный
татарский драматический театр

14 Октября 2013
Поцелуй меня, Зайтуна!

Премьера спектакля состоялась 26 марта 2005 г.
История одинокой, некрасивой девушки, которая мечтает об искренней любви. Ради нее она решается на сговор с самим Шайтаном. Красота появилась, а любви нет. Для этого нужны другие чары. В спектакле много музыки и песен, веселых и комических сцен.

Суюндук Саитов                                                                        Странности любви
Пьеса татарской писательницы и журналистки Назифы Каримовой «Поцелуй меня, Зайтуна!» была поставлена и сыграна Туймазинским татарским драматическим театром в дни памяти народного поэта Башкортостана Мустая Карима. Произведение в свое время вдохновлено поэтом: Назифа Каримова—невестка покойного, всегда восхищавшегося литературными успехами родного человека. «Снайперски меткий язык! Речь хорошего драматурга»--говорил поэт о прозе автора.
--Вероятно, похвала свекра и навела меня на мысль заняться театральной литературой,--признается писательница. –Хотя, как я полагаю, моя пьеса—лирическое отступление в суровой прозе.
Она явно скромничает: драматический опыт автора явлен не в единственном числе. Ей принадлежит несколько скетчей на злобу дня. Возглавляя в Москве татарско-башкирский клуб «Интеллектуал», писательница постоянно обращается к жанрам, связанным с художественным диалогом. У нее есть, например, фельетон «Национальная перестройка», представляющий собой острые сатирические сценки, сопредельные по форме с поэтикой театра абсурда. Да и основная ее работа в качестве заведующей московским татаро-башкирским бюро радиостанции «Свобода» требует культуры литературного диалога.
Жизненным содержанием этих произведений, как и всего творчества Назифы Каримовой, стала перестройка, стал тот великий общественный перелом, какой мы все переживаем. Конечно, сказано сильно и с большой долей преувеличения. Перо писательницы скромнее, скользит по касательной к темам и проблемам нашего обихода, предпочитает описательный очерк очерку аналитическому. Но оно ставит своим предметом приметы нового состояния социума и умов, выводит их в тесной связи с прошлым и чисто театральным, драматическим способом объединяет в художественные параболы. Эти сближения столь неожиданны, что публика порой недоумевает, а что они представляют собой—аллегорию, пародию, притчу... Так, в комическом этюде на темя мелодрамы Мирхайдара Файзи «Галиябану» заглавная героиня выбирает себе мужем богача Исмагила. В психологической повести «Путники вышли из лесу...» слепой нищенствующий гадальщик открывает крестьянам, пришедшим к нему погадать о будущем, их собственный дар предвидения и прорицания. А в пьесе, которую мы собираемся рецензировать, любовь оказывается проклятием... Право же, бывают столь странные сближения!
Пьеса «Поцелуй меня, Зайтуна!» поставлена в Туймазах режиссером Фардуной Касимовой, в оформлении художника Эдуарда Гиззатуллина и композитора Азата Латыпова; танцы-балетмейстера Миннеахмета Зарипова. Автор определил жанр своего произведения как грустную комедию, театральный коллектив согласился с тем. Внутренний строй чувств здесь—лирика, пафос самовыражения. Разумеется, спектакль, увлеченный собственно комедийными событиями и комическими персонажами, больше нажимает на веселье и смех. Но кто его за это упрекнет!
Игровая стихия спектакля проявляется бурно и затейливо. Три девушки, три красавицы в исполнении актрис Гульчачак Муллагалиевой, Алсу Валиевой и Альфии Шайдуллиной решительно добиваются сердечного внимания своих возлюбленных, отвернувшихся было от них ради четвертой, принятой за иностранку.
Пущены в ход все женские уловки, составляющие, по сути, проявления любви: ласки, упреки, слезы, колдовские амулеты, заговорные речения, знахарские снадобья и, наконец, испытанное бабье орудие-побои суженому, позор сопернице. Уморительно смешно играется сцена гаданий в бане: обнаженные девушки, по злому наущению колдуна, хлещут друг-друга вениками из.... крапивы, чтобы вернуть отлетающую от них любовь... Противоположный пол в исполнении Ильнура Абсаттарова, Ильдара Вафина и Айрата Султанова тоже представлен в условиях веселого народного фарса. Приключения сердца, любовные забавы молодежи, которая и является главным действующим лицом произведения, обильно оснащены песнями и плясками в манере «искусства каждодневных дискотек». Но легкие формы спектакля отнюдь не легкомыслия. В пьесе рельефно выражено характерное для юношества желание быть хозяином своей судьбы и жить с бьющим через край воодушевлением. Художник Э.Гиззатуллин поместил спектакль в холщевый куб, прорезанный множеством окон, из которых никто не выглядывает. А вот заглядывает в них, казалось бы, все населенная округа, ее ближние и дальние окрестности, заинтригованные необыкновенным стечением реальных и ирреальных событий. Далее-более: холсты, как гигантская палатка, натянуты на дощатый настил, пробитый щелями и проломами, изображающими по обстоятельствам драмы и натуральное ложе рек, и фантастические жерла... преисподней. Метафора сценографа наглядна: перед нами некое самодовлеющее мироздание. И это—легендарная вселенная любви, представленной в спектакле, как мы уже могли увидеть многими естественными проявлениями сердечного чувства. Между тем, фантастическая основа произведения связана с двумя новыми парами персонажей, одна из которых отчуждена от любви, другая, наоборот, приговорена к вечной любви. В обоих сюжетах прерывают надреальные, вернее сказать, подспудные сатанинские силы.
Самореализация человека—так определили режиссер и артистка Гульнара Габидуллина духовную сущность, художественный пафос заглавной роли. Персонаж, который дал название пьесе, живет в мучительной жажде любви. Зайтуна никого не любит, и ее никто не любит. Бродящий коробейник, загадочное лицо, получеловек- полудьявол, выведенный под именем Черного парня, черного молодца (артист Гали Султанов) дарит ей колдовской гребень, который превращает нашу Золушку в заморскую диву необыкновенной красоты. Все мужское населения спектакля бросается к ее ногам. Но сама Зайтуна—вновь в мучительной тоске ищет любви....»

Автор
Назифа Каримова

Жанр
грустная комедия

Режиссер
Фардуна Касымова

Художник
Эдуард Гизатуллин

Музыкальное оформление
Азат Латыпов

Балетмейстер
Миниахмет Зарипов

Действующие лица и исполнители
Зайтуна-Гульнара Габидуллина
Бану-Гульчачак Муллагалиева
Хадича-Светлана Мухаметдинова
Сажида-Альфия Шайдуллина
Габдулла-Ильнур Абсаттаров
Вахит-Ильдар Вафин
Садыйк-Айрат Султанов
Черный парень-Гали Султанов
Шайтан-Гульназ Мусина
Бабушка Лейля-Маргарита Сидорова
Дедушка Ахматжан-Шамиль Рахматуллин