Здание ТГДТ

Туймазинский государственный
татарский драматический театр

14 Октября 2013
Не бросай огонь, Прометей!


Пьеса «Не бросай огонь, Прометей!» написана в 1975 году и получила Ленинскую премию.
Премьера спектакля «Не бросай огонь, Прометей!» на сцене Туймазинского государственного татарского драматического театра состоялась 26 октября 2006 года. Коллектив посвятил его светлой памяти Народного поэта Башкортостана – Мустая Карима и 100-летию татарского профессионального театра.
 Постановочная группа в составе режиссера – Байраса Ибрагимова, художника-сценографа – Наиля Байбурина,  композитора – Лилии Баярс осуществили весьма непростое сценическое действо. В основе пьесы Мусая Карима лежит древнегреческая мифология. Сюжет из мифов – здесь не главное. Пьеса эта глубоко психологична, в ней автор ставит вечные философские вопросы о смысле жизни, добра и зла, любви и ненависти, самопожертвовании, которые каждый решает на протяжении всей жизни.
В сценографии и в костюмах преобладает условность.
Спектакль начинается уже при закрытом занавесе. Освящается авансцена. Перед зрителями встает скульптурная композиция, напоминающая хорошо известные картины из учебников по истории древней Греции.   Проходит несколько секунд и постепенно эти скульптуры оживают – они становятся действующими персонажами будущего спектакля. Здесь отработан каждый жест (балетмейстер Эдгар Валеев). Звенят литавры – и действие начинается. Олимп, на котором «заседают боги», празднует победу над титанами. На престол восседает Зевс. По этому случаю объявлен столетний пир. В этой суматохе отчетливо видно кто есть кто. Вот Зевс, только что свергнувший с престола своего отца – Крона. Сколько замечательных приспособлений у Ф.Мухаметдинова, Зевс которого – новый властелин, ему не чуждо тщеславие, деспотичность. Рядом яркая, дерзкая Гера – М.Сидорова, ревнующая мужа, готового бегать за каждой юбкой, и Афродита – С.Мухаметдинова, богиня любви, немного холодноватая, сдержанная в своих эмоциях, Гермес – А.Султанов, услужливый, весь в подозрениях и сомнениях, Эрида – Г.Латыпова, богиня раздора, вечно по поводу и без повода конфликтующая дама, Прометей – Ш.Рахматуллин, тоскующий по земной девушке Агазии (актриса Габидуллина Г.Д.), переживающий за бессмысленный образ жизни богов. Он горько сожалеет разрыв с другом, ныне новым властелином Зевсом.
Первая сцена заканчивается самоутверждением верховного бога, окончательным разрывом дружбы между Зевсом и Прометеем.
Далее события разворачиваются стремительно. Прометей ради любимой решается нести людям огонь из небесного очага. За это он жестоко будет наказан. Он будет прикован на скалу на тридцать тысяч лет, и птица со стальными когтями и клювом безжалостно будет клевать ему печень.
Пронзительна сцена свидания Прометея с матерью-богиней правосудия Фемидой (актриса Р.Салимгареева).
Актеры не пользуются никаким характерным гримом и париками, появляясь перед зрителями, что называется, «со своим лицом».
Пьеса написана в стихах. Актерам удалось сохранить поэтичность текста. А режиссер сумел свести воедино простую интонацию и возвышенность слога, добиться от актеров внешнего изящества и одновременно глубинного проживания происходящего.

Автор
Мустай Карим

Жанр
трагедия

Режиссер
Байрас Ибрагимов

Сценограф
Наиль Байбурин

Композитор
Лилия Баярс

Балетмейстер
Эдгар Валиев

Действующие лица и исполнители:
Прометей-Шамиль Рахматуллин
Зевс-Фандиль Мухаметдинов
Агазия-Гульнара Габидуллина
Гера-Маргарита Сидорова
Афродита-Светлана Мухаметдинова
Гефест-Ришат Тагиров, Динар Мазитов
Гермес-Айрат Султанов
Фемида-Расиля Салимгареева
Эрида-Гульназ Латыпова
Власть-Алик Зайлялов
Сила-Данил Нуриханов
Адамшах-Фандиль Мухаметдинов
Эрот-Альберт Идрисов, Айнур Гайсаров
Дионис-Гали Султанов, Руслан Вахитов
Мойры: Лира Сулейманова Зария Даянова, Ирина Минзагирова 
В массовых сценах заняты артисты театра